В конце XIX - начале ХХ века Киев был одним из городов, где общественная благотворительность развивалась лучше.
Здесь действовали около ста различных комитетов и обществ благотворительной направленности, занимавшихся помощью малоимущим слоям населения. Существовали бесплатные ночлежные приюты, дома трудолюбия, столовые дешевых обедов, дома дешевых квартир и т.д.. Добровольные общества и отдельные лица за свой счет основывали и содержали больницы, детские сады, ясли и дневные приюты для детей рабочего класса, школы и училища. Всем была известна благотворительная и меценатская деятельность братьев Николая и Федора Терещенко, Григория Галагана, Михаила Дегтерева, братьев Лазаря и Льва Бродских, супругов Поповых, Богдана Ханенко, Семена Могилевцева и других состоятельных киевлян.
семья Бродских. так сложилось, что переселенцев из Бродов на новой родине стали называть Бродский. Абрам Бродский стал купцом первой гильдии и перебрался в Одессу. Там он прославился своей благотворительностью.
Израиль Бродский в декабре 1865 года подал прошение о зачислении его из одесских купцов в киевские. к 1858 года правом проживания в Киеве пользовались лишь евреи - купцы первой гильдии, то есть те, которые сколотили стотысячный капитал. Другим разрешалось находиться в городе не более трех дней, за исключением времени проведения ярмарок и пребыванием в специальных местах.
Уже с первых дней своей жизни в Киеве Израиль Бродский стал одним из самых влиятельных предпринимателей губернии. Свой первый сахарорафинадный завод 23-летний Израиль Бродский основал в 1846 году в селе Лебедин, недалеко от Златополя. Со временем он основал Одесский, приобрел Кагарлицкий и Корюковского, взял в долгосрочную аренду Райгородский и возглавил Томашевский сахарные заводы.
После смерти Израиля Бродского в 1888 году продолжателем семейного бизнеса стал его старший сын Лазарь Бродский. Образованный и энергичный предприниматель, он очень быстро стал одним из крупнейших сахарозаводчиков Российской империи. Кроме того, Лазаря Бродского случайно называют «отцом Киевского Политеха». До кінця 1890-х у цукровій промисловості південного заходу Російської імперії розпочалася гостра криза. Существующая тогда монопольная организация «Сахарный синдикат» прекратила вывозить излишки сахара за границу: цены на внутреннем рынке поползли вниз, угрожая многим сахарозаводчикам банкротством. Представители сахарной промышленности во главе с Лазарем Бродским подали министру финансов графу Сергею Витте петицию, в которой просили ввести «ручное» регулирование цен на сахар. При этом сахарозаводчики пообещали, что если решение правительства будет положительным, то вони пожертвують кошти на створення вищого навчального закладу з підготовки фахівців у галузі буряківництва і цукрового виробництва в Києві. По замыслу создателей будущий Политехнический институт должен был иметь четыре отделения: механическое, инженерное, химическое, агрономическое и готовить специалистов-технологов для крупных промышленных предприятий. Строили Киевский Политех на деньги тех же промышленников. Наибольшую сумму пожертвовал Лазарь Бродский.
Израиль Бродский убеждал своих сыновей, что состоятельные люди должны непременно заниматься благотворительностью. Сам Израиль Меерович, как утверждают его современники, никогда не рекламировал свои пожертвования, хотя суммы выделял немалые (150 тыс. рублей на строительство больницы на Лукьяновке, более 40 тыс. рублей - на строительство и оборудование Первого коммерческого училища).
Щедрым был Лазарь Израилевич. Особенно большие пожертвования он направлял в медицинские учреждения. В 1895 году он основал Общество борьбы с заразными болезнями. Эта инициатива была чрезвычайно важной в то время, поскольку город часто страдал от различных эпидемий, в частности, дифтерита, что забирал немало детских жизней. В 1896-м всего за один строительный сезон на Байковой горе был построен бактериологический институт. Основную сумму - 55 тыс. рублей - выделил Лазарь Бродский. Сейчас в этом здании находится Киевский НИИ эпидемиологии и инфекционных болезней. Лазарь и его младший брат Лев финансировали больницу на Лукьяновке, которую начал строить их отец (теперь это областная больница). В 1899 году Лазарь Бродский выделил средства на расширение акушерской клиники Университета святого Владимира.
В 1889 году в Киеве был создан художественно-промышленный и научный музей (ныне - Национальный музей украинского искусства). Счет своим экспонатам он открыл из подарков основателей, одним из которых был Лазарь Бродский, который стал участником Общества старины и искусств. Ініціатори будівництва так званого Троїцького народного дому Товариства писемності — просвітницького центру — не мали в своєму розпорядженні майже ніяких початкових коштів, и их намерения остались бы только мечтой, если бы помощь весомым рублем не предоставили благотворители, и больше всех Лазарь Бродский.
В своем завещании он отписал городу 500 тысяч рублей на строительство крытого рынка. Впрочем, передавались при одном условии - с доходов рынка город должен был ежегодно отчислять 22,5 тысячи на содержание Бактериологического института, детского отделения Еврейской больницы, двухклассного училища имени Бродского и других благотворительных учреждений.
семья Терещенко. Памьять о представителях украинского рода Терещенко не смогли уничтожить даже годы, которые стирали исторические даты и перечеркивали эпохи, а не только людей. В течение семи десятилетий нас убеждали, что Терещенко — богатые сахарозаводчики, эксплуататоры трудового народа. Сейчас мы имеем возможность пересмотреть роль этой семьи в контексте истории. Не в последнюю очередь в круг занятий членов семьи входила благотворительная и общественная деятельность. Именно за счет Терещенко строились и действовали больницы, приюты, гимназии, школы. многие сделали члены этой семьи и для развития культуры. В частности, Николай Терещенко на благотворительные и просветительные учреждения пожертвовал до 5 миллионов рублей. На средства его старшего сына Ивана содержалась частная художественная школа. Терещенко были знатоками, собирателями искусства и меценатами. Именно благодаря Николаю и Федору Артемович, а еще детям Ивану, Александру, Варваре и Ольге Киев имеет теперь собрание произведений Т.Г.Шевченко, украинского изобразительного искусства, западного и восточного искусства. Весомой была благотворительная деятельность представителей семьи в годы первой мировой войны. уже в 1914 году Михаил ТерещеNко открывает на свои средства и удерживает лазарет на 300 кроватей. Незабаром інші члени родини відкривають ще кілька лазаретів та засновують притулок і взуттєву майстерню для покалічених нижчих чинів. В течение военного лихолетья люди постоянно получали лечение и помощь от Терещенко. для сравнения, в январе 1916 года семья потратила на медикаменты и обслуживание раненых 8 тысяч 630 рублей. Помощь солдатам и офицерам не ограничивалось только содержанием медицинских учреждений. Жена Федора Абрамовича Надежда Владимировна Терещенко возглавляла отделение при комиссии Всероссийского земского союза, которое собирало денежную и материальную помощь русской армии. Отдельно выделялись деньги на борьбу с эпидемией тифа.
Анна Гойская происходила из старинного дворянского рода козинской. Шляхтичка отличалась крепким и независимым характером. ее муж, Василий Богданович Гойский, умер примерно в 1557 году. Анна осталась одна, детей не было и прожила вдовой долгое время. Была богатой помещицей и обладала Почаевом, а также селами орленком и Козином. Посещала Почаевскую Успенскую церковь и решила восстановить монастырь, который существовал уже давно, однако запустел через набеги татар, и способствовать развитию. Фактически именно Гойска считается основателем знаменитого Почаевского монастыря.
Раина Ярмолинска основала другой - Загаецкий монастырь. События развивались по аналогичной схеме: богатая вдова Ярмолинска, обладая десятком городов и сел на Волыни, осуществила закладку каменного храма и келий для монахов «не в унии находящихся, а в греческой религии Православной Церкви». Строительство новой монастырской обители благословил Петр Могила. Согласно фундушевим (дарственной) записью, монастырю предоставлялись «почвы, поля пахотных и непаханые, сенокосы, леса, рощи, сады, стал с мельницей и другие пожитки» с четким описанием границ пожертвования в вечное пользование. Раина Ярмолинска дала разрешение на использование монахами и их подданными пастбищ в других своих угодьях, которые монастырю не принадлежали, а также право учреждения монахами в будущем нового села, что и было сделано: на монастырских землях после уничтожения татарами в 1675 году Мелехова возникло новое село - Малые Загайцы.
важно, що благодійність і меценатство всіляко заохочувалися і підтримувалися офіційною владою. Благотворительная деятельность в крупных размерах давала основание для получения чинов государственных служащих, а в исключительных случаях — даже дворянства.
Обычно меценатами называют людей, которые способствуют какому-то виду искусства. Но есть высший смысл меценатства — покровительство человека, забота о малоимущих, людей пожилого возраста, больных. Меценаты прошлого творили благо не ради наград и чинов. Настоящую благотворительность нельзя измерить, она не требует ничего взамен, а заключается в самом поступке и доброй воле. И это даже не действие, а состояние души.
Ковальчук Светлана