Человек послан в мир с определенной целью, он имеет призвание и если осуществил его, то прожил жизнь, наполненную смыслом. Но это так трудно сделать вопреки требованиям общества. Ведь существующая система общего универсального образования совсем не ориентирована на раскрытие призвания каждого конкретного человека. Она создает членов общества, которые это общество и воспроизводят. Общество редко допускает ориентацию человека на что-либо иное, на то, что обществу сейчас представляется ненужным.
Подлинной целью образования является проявленное себе и другим призвание человека, создание им собственного понимания мира, выраженного в тексте или картине, саду или детях, во всем, что проявляет смысл и красоту Божьего мира.
Чтобы достичь этого, необходим учитель, который может открыть путь к созданию собственного видения мира и помочь стать собой. В этом его миссия, а миссия ученика отказаться от своего «я» и открыть себя зову своего призвания. Ищите учителя, а не красивый диплом, и становитесь учениками. Учитель — это тоже ученик на всю жизнь.
Мы стали четко различать образование как работу над собой и подготовку как формат вхождения в деятельности и социум. Именно на образование необходимо направлять основные усилия, а подготовка — вторична, и получать ее надо в специализированных учебных заведениях.
Мир сегодня стремительно меняется, и, соответственно, необходимо иное образование для вхождения в новый мир и реализации себя в нем.
Но не все меняется так быстро и, безусловно, многие умения и формы подготовки (ремесленная, научная, менеджерская и т.д.) сохраняют смысл и значение. Важно понять, что и где надо сохранить и как создать баланс между благом и пользой, творением и деятельностью, старым и новым… Умение работать с балансами смысла становится важнейшей характеристикой современного мышления, сознания и, по сути, содержанием образования. И именно этот баланс сегодня резко нарушен в сторону пользы, а не блага…
Скорость изменений перестала носить медленный, «поколенный» характер, и человек в течение жизни вынужден многократно приспосабливаться к изменениям на рынке труда, новым технологиям и глобальным трендам. Конечное образование, ориентированное на диплом, уже теряет смысл – оно становится открытым на всю жизнь. Родители и эксперты стали отмечать разительное несоответствие школьных и университетских программ и того, что требуется для жизни и самореализации в современном мире. Сформировался спрос на иные, нешкольные формы образования. Адекватных предложений пока нет.
Иначе надо посмотреть и на грамотность, на те основные умения, которые позволяют поверх них строить собственные образовательные траектории.
Сегодня необходимо формировать следующие типы грамотности:
Текстовую грамотность – умение читать (постановка понимания текста) и писать (умение передавать смысл в тексте).
Цифровую грамотность — умение работать с цифровыми устройствами.
Экранную грамотность – умение смотреть и умение показывать смысл.
Проектную грамотность – умение понимать и порождать проекты.
Коммуникационную грамотность – умение передавать смысловые сообщения и умение понимать смысл полученных сообщений.
Организационную грамотность – умение со-организовывать разные смыслопорождающие процессы.
Телесно-душевную грамотность – способность работать со своим телом и сознанием.
Понятно, что без целостной картины мира эти грамотности фрагментарны и не дают возможности строить образование. Нужна вера в мир, в осмысленность нашей жизни, в возможность будущего. И это основной вопрос современного образования, на который оно не дает ответа.
А что должен уметь, иметь и понимать образованный человек? Он:
в течение жизни отвечает на четыре вопроса: как заработать на жизнь себе и семье, как жить с другими, как жить с собой, как жить с Богом или без Бога;
обладает полнотой интеллектуальных функций (может мыслить, понимать, рефлексировать, выражать);
способен к рефлексии и самонаблюдению, опирается не только на рациональное мышление, а и на мышление руками и сердцем, т.е.. способен думать;
самоорганизуется;
способен к отказу от привычного и созданию пустот для нового;
работает в стратегии дополнительности (не отрицания и выбора чего-то одного, а уместно умеет работать с разным);
способен к сложным коммуникациям;
порождает и удерживает смыслы;
работает с содержанием;
способен пользоваться технологиями в больших оргсистемах, но не поглощается ими;
способен работать с собой и своим телесным и душевным здоровьем.
Кто и где сегодня учит этому?
Мы столкнулись с новыми задачами в образовании. Например, стремительно увеличивается продолжительность жизни, а наработанных традицией поколений смыслов (сделать карьеру, построить дом, вырастить детей) хватает лет на 60. А дальше что?
Поэтому если мы строим новое образование, мы должны рассчитывать на долгую жизнь людей и задать ей иные смыслы. Для меня это первая задача — строить не карьеру, а строить мир. Построить новый мир — это задачка лет на 100.
Вторая задача. Происходит упрощение общества и отношений, совершенно точно упрощается система принятия решений, упрощается система коммуникаций между людьми. Общения и обмена информацией становится все больше, а смыслов все меньше. Сфера образования либо входит в эту тенденцию и упрощается, а коммуникации, то есть работы со смыслами, становится все меньше, либо эта сфера сохраняет внутри себя людей, способных поддерживать сложные смысловые коммуникации. Если этого не будет, то страна будет колонизирована, независимо от наличия высокого ВВП и всех атрибутов государства. Это означает, что и образование должно быть построено как сложная коммуникация.
Третья задача, с которой надо разбираться, — это все увеличивающееся беспамятство людей. Когда я читаю лекции молодежи или беседую с ними, они сидят с планшетами, и я только вижу, что они постоянно ищут те слова или фамилии, которые я назвал. Они их не знают, они их быстро находят и довольны. Я это держу в памяти, а у них это находится в компьютере. С одной стороны, это великое благо, с другой стороны, до какого предела мы можем отдать технологиям нашу память? Между прочим, способность читать связана тоже с этим, с наличием памяти.
У меня много вопросов к сфере образования и предположений, что можно изменить; но нет на все ответов. Я тоже учусь жить и верить в новом спонтанном изменчивом мире.
Повторяю главную мысль: образование — это то, что формирует образ человека, проявляет его призвание и к этому надо стремиться, даже вопреки тому, куда движутся массовые тренды в мире образовательных услуг.
Владимир Никитин, доктор культурологии, Президент Украинского педагогического клуба