Протоиерей Олег Мельничук: «Бывает, свою семью родную забудешь помянуть, но о тех, которых Господь тебе вверил, всегда помнишь».
– Духовное наставничество и воцерковление – это единый процесс или есть разница между этими священнодействиями?
– Духовное наставничество – это главный механизм, главное духовное делание на пути к воцерковлению. Воцерковление – сам процесс вхождения в жизнь Церкви. Они имеют как общий, так и глубоко индивидуальный характер. Для некоторых людей достаточно одного слова, чтобы они пошли в Храм, а для других нужно отдать всего себя, посвятить лет десять, чтобы они приняли в сердце Бога, по-настоящему поверили. Порой священнику нужно «себя распять», чтобы человек пришел и увидел Христа… Особенно, если человек обладает какими-то особенными способностями или же имеет иной социальный статус.
Заметьте, воцерковление – это введение человека в Церковь, не к подсвечнику, а к святой Чаше, к Самому Иисусу. Огромный труд составляет достучаться до сердца такого человека. Если нет духовного наставничества в процессе воцерковления, человек рискует стать не православным, а «православнутым». В этом огромная опасность для человека, его семьи.
– О духовном наставничестве много говорят и пишут. Кто такой духовный наставник?
– Почему православие универсальное в своей сущности? Почему оно правильное? Потому что существует неоценимый институт – духовничество. Как сказал Лука Афонский: «Духовник – это человек, который выстраивает берега, направляет и регулирует скорость вашего и семейного корабля по житейской реке». Духовник предохраняет корабль от крушения, направляя его по безопасному пути.
– Духовник семьи – кто и зачем он?
– Семья – это целый мир, который состоит из множества других миров: мир мужа и жены, мир детей. Легче достучаться до женщин, потому что у них более тонкий душевный строй. Они более сердечны. Ведь вера – это делание сердца, а потом лишь ума. Женщина играет основную роль в процессе духовного становления, она духовный локомотив всей семьи. Духовник же определяет рейсы для локомотива и всего состава. Нет духовника – нет пути, нет движения. Семейный духовник имеет особенные отношения с семьей в целом, и с мужем и женой, и детьми отдельно.
Почему раньше в знатных семьях был семейный духовник? Потому что каждый член семейства имеет свои индивидуальные потребности, нужен взгляд со стороны для всей семьи.
Семейный духовник живет категориями двух воль: Божией волей и волей своего чада. Очень часто духовник может выступать в качестве психолога, психиатра, друга. Бывает, что духовник объясняет, а семья не соглашается. Настаивать нельзя, не следует нарушать свободу выбора. Если же не слышат, нужно время. Свою миссию духовник уже исполнил, дал совет.
Духовное руководство – не власть, это самопожертвование. Духовник – это председатель суда присяжных, людей авторитетных и наблюдающих за процессом.
– Все ли зависит от духовного наставника? Что важно не упустить?
– Очень важно доверие к духовнику. Это основа. Доверие – это первая ступень к вере. Между семьей и духовником всегда происходит духовное сожительство. Духовник, который отдает себя, живет духовным чадом. Но здесь другой вопрос возникает – о границах духовничества.
Любовь безгранична. Но должно быть место для самосохранения. Когда ты живешь, отдаваясь на 110%, что остается для себя?! Опыт? Да. Стяжание благодати Святого Духа? Да. Жизнь в Боге и просвещение того, что будет в этой семье через три, четыре, пять лет? Да. А когда семья не желает слышать, то тогда применима следующая духовная формула: правильное решение то, которое приняла сама семья, а не то, которое советовал духовник. Духовник готов предложить истинный, правильный путь. Ручеек, который имел неправильное течение, преобразовался в лужу и со временем превратился в целый пруд, море…
– Найти настоящего духовника непросто, особенно в наше время. Можно ли распознать ложного наставника?
– Уверен, что ложного духовника человек сразу почувствует. Настоящий духовник способен любить по-настоящему, отдавать любовь и проявлять мудрость ко всей семьи в целом и к каждому члену семейства в отдельности. Любовь дается не по щелчку, она стяжается возле Престола Божьего, ночью, днем, на службах и в бытовой жизни. В деле поиска духовника должно работать сердце через молитву, так как сердце более совершенно в деле познания.
– Если человек нашел духовного наставника, молится о послушании. Как не потерять наставника?
– Молиться – это значит вести диалог с Богом. Плод молитвы – смирение. Корень смирения – мир, пребывание в мире. За смирением приходит и послушание. Основа слова послушания – слушание, слух, т. е. нужно слушать, слышать. Если есть в человеке мир и слух, значит он способен слышать рупор.
Отношения со своим духовником надо беречь, потому что он показывает волю Божью, путь семейного счастья. Семейный наставник придает форму семейной жизни и наполняет ее особой атмосферой. Духовник никогда не может совершить Литургию, не помянув своих чад. Бывает, свою семью родную забудешь помянуть, но о тех, которых Господь тебе вверил, всегда помнишь.
Очень важно, чтобы была взаимность. Нет взаимности – нет и духовной совместной перспективы.