Постоянная работа над собой, терпение и целеустремленность, помноженные на веру, способны творить чудеса. Обычный парень из Запорожья уже в девятом классе поехал в США по программе обмена Future Leaders Exchange Program, поступил в престижную частную школу-пансионат, а затем – в Гарвардский университет. Все обучение было бесплатным – Михаил получил грант на образование.
Сейчас Михаилу Лемешу 25 лет. Он работает бизнес-консультантом в международной компании McKinsey&Company и уже через несколько недель вернется в США для получения степени MBA в знаменитой Вортонской Школе Бизнеса.
В интервью «Куполу» он поделился своим опытом профессионального роста и рассказал о новом проекте помощи талантливой украинской молодежи.
ОБРАЗОВАНИЕ – ТРАМПЛИН ДЛЯ БУДУЩИХ ДОСТИЖЕНИЙ
– В девятом классе не все дети мечтают о хорошем образовании. Почему Вы поставили перед собой такую глобальную цель?
– Я понимал: чтобы создать что-то хорошее, надо развиваться. А это – результат качественного образования. С ним также приходит ответственность. Чтобы развиваться и расти, необходимо ставить высокую планку, а образование – это трамплин для будущих достижений.
– Как в юном возрасте сделать правильный выбор и не ошибиться?
– Мои сверстники в 9-м классе думали о тех же вещах, что и я: как поступить в университет, сделать что-то хорошее, получить высокооплачиваемую работу. Но у каждого из нас было свое понимание всего этого. Оно определялось только теми границами, которые мы сами очерчивали. Например, одноклассники, учившиеся только на одни пятерки и получившие золотые медали, видели свой «потолок» в учебе на бюджете в Запорожском государственном университете. Это их выбор. Мне же родители прививали идею, что не нужно бояться ставить на первый взгляд недостижимые цели для самореализации.
– Как молодежи не растерять свой потенциал в эпоху «высоких» и скоростных технологий?
– Действительно, сейчас появляются новые технологии, различные гаджеты. Во всем этом много как полезного, так и плохого. Как не заблудиться?
Во-первых, пока учишься в школе, следует вырабатывать умение и понимание отличать «мусор» от полезной информации. В том же «Фейсбуке» или «ВКонтакте» можно присоединиться к группам, распространяющим полезную информацию об обучении за границей, различных курсах, тренингах по подготовке к экзаменам. Пару месяцев назад я поступал в магистратуру и использовал бесплатные приложения на телефоне, чтобы готовиться к экзаменам во время многочисленных рабочих перелетов. То есть на одном и том же ресурсе можно проводить время по-разному. Надо не бояться бросать себе вызовы и выходить за рамки. На Западе система образования построена иначе – на общении и живом диалоге с учителями, сверстниками. Технологии как раз и позволяют продолжать такое общение за пределами классной комнаты. Чего только стоят такие сайты как KhanAcademy.org, Coursera.org, Edx.org, где можно бесплатно прослушать лекции тех же гарвардских профессоров!
Во-вторых, нужно постоянно толкать себя за пределы зоны комфорта. Нужно определить для себя, что значит тяжело работать: учиться до шести вечера или до полуночи? Я много учился в Запорожье, ежедневно занимался спортом и думал, что это предел. В Дирфилде я уже читал по 200 страниц в день, занимался греблей и спал по 3 часа в сутки. Я призываю не меньше спать, а не бояться выкладываться на 105 процентов!
В-третьих, строить позитивные отношения с людьми. Часто студенты стремятся только хорошо окончить школу или университет. Они думают, что это конечная точка. На самом деле куда важнее научиться выстраивать хорошую коммуникацию с окружающими (учениками, преподавателями и менторами).
Жизнь – марафон: сначала в школе ты должен усердно работать, чтобы поступить в хороший университет, затем учиться, чтобы получить хорошую работу, а потом работать еще тяжелее, чтобы подняться на высокую ступень в карьере. По этой «лестнице» нужно идти, задумываясь не только над тем, какая ступенька будет следующей, а и что будет через три пролета.
Надо учиться работать на перспективу и с малых лет ценить отношения с людьми, принимать помощь и отдавать другим свой долг. Формула проста: чем больше ты будешь давать окружающим, тем больше будут помогать тебе.
ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ
–Что давало веру в позитивный результат в самые сложные периоды?
– Наиболее тяжело было в период поступления, особенно когда мне несколько раз подряд отказывали. Важно абстрагироваться от негативных мыслей в ожидании результата. Если вдруг что-то не получится, то не отчаиваться. Это же не конец света. Надо делать все зависящее от тебя и быть в этом предельно объективным и честным перед собой, а в остальном положиться на волю Божью. Если что-то должно случиться, то так и будет.
– То есть надо научиться иногда «слепо» верить, что ты не сам шагаешь по земле?
-Да. Это очень поддерживает. В юности думаешь, что Запорожье – огромный город, а Украина – большая страна. И осознание своей незначительности пугает. И пока ты не можешь эти страхи рационализировать на основе личного опыта, находишь силу через веру в Бога и Ангела Хранителя, который нас ведет всю жизнь.
– У меня личный вопрос: когда Вы поняли, что шагаете по миру не один?
-Это случилось в раннем детстве. В 7 лет я отказался ходить в школу: был внутренний страх и боязнь общения с детьми, хотелось оставаться дома и общаться только с родителями. Они все перепробовали, даже водили к психологу. Ничего не помогало, пока папа не отвел в церковь. Так у меня появился духовный наставник, я регулярно ходил на службу и все страхи рассеялись.
– То есть вера – не слепой фанатизм, а способность свободно видеть?
– Да. Вера не может возникнуть из ничего. Она появляется в процессе роста, становления человека как личности. К вере приходят через испытания, когда ты учишься, как делать правильно и исправлять ошибки. Она как маяк, позволяющий не сбиться с курса в любую непогоду.
НЕ НАДО БОЯТЬСЯ БРАТЬ НИЗКИЙ СТАРТ.
–Чего бы Вы советовали подросткам не делать вообще?
– Самое главное – не думать, что они останутся подростками навсегда и сохранят присущую им беспечность. Не ждать, что хорошая работа свалиться на голову. Надо не бояться идти на непрестижную или малооплачиваемую работу. В Дирфилде я жарил бургеры в студенческом кафе по пятницам и субботам. Когда я выпускался из Гарварда со степенью бакалавра, за плечами уже было 5 трехмесячных стажировок в 4 разных странах. Любой опыт работы, в первую очередь, – это опыт общения с людьми. И этот путь можно начинать с юного возраста. Не нужно думать, что можно сразу прыгнуть в кресло директора. Надо быть готовым начинать трудовой путь с самой низкой позиции и не бояться брать низкий старт.
–Какие бы книги Вы посоветовали прочитать подросткам?
– Биографии Б.Франклина, У.Баффета, Б.Клинтона, «Бедный папа-богатый папа» Р. Кийосаки. Надо читать книги, которые показывают, как избежать жизненных ошибок.
– Расскажите о своем проекте, который направлен на помощь украинской молодежи, желающей получить образование за рубежом?
– В этом году наша команда из 5 человек (выпускников и студентов Вортона, Гарварда и Йеля) запустила проект помощи талантливым украинским ученикам Ukraine Global Scholars.org. Процесс поступления в программу точно такой же, как и в ведущие ВУЗы – через написание сочинений, сдачу тестов по английскому и математике, и прохождение нескольких собеседований на английском. В этом году мы отобрали 13 из 150 студентов с идеальными оценками и просто уникальнейшими достижениями. В августе наша команда и волонтеры проведут серию лекций и тренингов для этих ребят, где мы рассмотрим всю цепочку процесса поступления в западные ВУЗы и частные школы и научим их эффективно справляться с каждым из ее элементов. По нашему мнению, эти 13 учеников со всех уголков Украины уже на 75-80% готовы к поступлению в тот же Гарвард. Наша миссия – дотянуть эту готовность до 100% и помочь им реализовать свои амбициозные цели.
Наталья БИЛОУСОВА