На тему детей в Церкви можно говорить много. Мне бы хотелось рассмотреть такой вопрос: что можно сделать для того, чтобы после пребывания на богослужениях у детей были тёплые впечатления, а родители не чувствовали себя измотанными?
Каждый знает, какую силу имеют впечатления детских лет. Если малыш с детства поймёт, что храм – это хорошо, уютно и нераздельно связано с жизнью семьи, то и на формирование его личности это окажет благоприятное действие.
Даже с одним ребёнком маме трудно в храме сделать так, чтобы и у ребёнка, и у окружающих остались тёплые впечатления. Особенности детской психики таковы, что ребенок не может долгое время быть сосредоточенным на чем-то одном. Дети проявляют недовольство, когда их заставляют постоянно сдерживать себя. Капризы, в результате, мешают и окружающим, и родителям. Всем сложно сосредоточиться на службе, отсюда и нервные мамы, и напряженные прихожане. Сами дети устают. Дети не капризничают просто так. Зачастую, это от усталости. Гораздо легче предотвратить плохое поведение, нежели справляться с ним уже по факту.
Мне кажется, у многодетных семей есть чему поучиться в данном вопросе.
Часто многодетная мама в храме выглядит так: на руках малыш и охапка детской верхней одежды, свободным пальцем стягивает чью-то шапку, ногой придерживает убегающего малыша, одновременно отвечает на массу детских вопросов и напоминает всем, что говорить нужно шёпотом. Где в это время папа? Он или служит, или поёт, или тоже стоит с охапкой вещей и усталыми глазами. Если настоятель прихода позаботится о том, чтобы родители могли решить бытовые проблемы (наличие места, где можно повесить верхнюю одежду, куда положить грудничка и т.д.) , это значительно облегчит участь родителей и поможет сосредоточиться на главном.
Учитывая то, что дети разного возраста с разными потребностями и разными лимитом внимания, перед многодетной мамой стоит выбор: ориентироваться на младшего и заводить всех в храм только ко Причастию, приводить к началу службы и потерпеть недовольные взгляды прихожан на привнесённый дополнительный шум, или придумать что-то, что позволит присутствовать на службе всем вместе, и в то же время не будет мешать прихожанам.
Как решают вопрос пребывания в храме со своими детьми, поинтересовалась у многодетных мам.
Наталья Пархомчук – мама 4 детей:
«Когда дети были меленькие, наш папа служил диаконом в Свято-Анастасиевском женском монастыре у нас в Житомире. Мне самой приходилось организовывать детей на службе. Трое наших сыновей уже взрослые парни, поют в архиерейском хоре, а младшему сейчас 9 лет. Не помню, чтобы мне было как-то особенно трудно с малышами в храме. Мы приходили к чтению Евангелия, после которого могли выйти походить по коридору, там была слышна служба. На Евхаристический канон мы пробирались к солее, чтобы дети всё хорошо видели. Я им шёпотом объясняла моменты богослужения, например: во время пения «Осанна в вышних Богу», я комментировала значение и историю. Концентрировала внимание детей на прошениях во время ектении и говорила, например: «Батюшка просит, чтобы не было войны. Ты же не хочешь, чтобы была война? Давай попросим Бога» и т.д. Так по очереди шёпотом общалась со всеми малышами.
Никогда не отдавала детей на занятия в воскресной школе во время богослужения. Мне кажется неправильным приводить детей только ко Причастию. Детям нужно участвовать в службе.
Однажды был и такой опыт: матушки попробовали прямо в храме сделать для детей игровой уголок. Вскоре пришлось отказаться от этой идеи, т.к. дети вели себя, как на детской площадке, заглушая службу.
Очень важна непрестанная материнская молитва о детях. Даже в переходном возрасте с сыновьями особых проблем не возникало, ведь участие в жизни Церкви – это образ жизни. Если мама внимательно молится и знает службу, то дети это наследуют и проблем с поведением детей в храме не возникает».
Любовь Лысенко – мама 3 детей:
«Мне нравится ходить с детьми в Ионинский, где служит и регентует муж. Там есть динамики, благодаря которым богослужение слышно на улице. Я с младшей периодически то захожу в храм, то выхожу, если вижу, что ребёнок устал. Старшие дочки сами решают, где им лучше. В любом случае, мы слышим всё, что происходит на службе и проблем не возникает».
Виктория Могильная – мама 8 детей:
«Сегодня священники, на мой взгляд, сталкиваются с очень непростой ситуацией: когда те, кому Сам Спаситель просил не препятствовать приходить к Нему – бузят, истерят, или хохочут во время службы, отвлекая остальных от попыток сосредоточиться на молитве. Каждый приход находит свой, доступный для него, выход в сложившейся ситуации. Также, очень многое зависит от личности самого настоятеля храма. Есть священники, которые умиляются детскому лепету во время Херувимской и позволяют малышам свободно перемещаться по храму, есть такие, которые очень болезненно переживают нарушение тишины во время богослужения, будь то взрослыми или малышами. Так как мой муж более относится ко второй категории духовенства, на нашем приходе даже мухи боятся залетать в храм во время Литургии. И, то ли по слову народной мудрости «каков поп, таков приход», то ли по счастливой случайности, многодетных семей у нас – большинство. Старшие дети алтарничают или поют на клиросе, малыши занимаются в воскресной школе на цокольном этаже и приходят ближе к Причастию, для мам с колясками – службу транслируют уличные динамики. Иногда просто удивляюсь, как алтарь и клирос «растягиваются» и принимают в свое лоно всех желающих. Таким образом, мы вместе стараемся воссоздать ту атмосферу в храме, где ничто не отвлекает человека от сосредоточения на Главном. Надо признаться, это не легко, но того стоит. Стараемся не забывать, что «Дом мой, домом молитвы наречется» (От Марка. 11) Современному жителю мегаполиса невероятно трудно остановиться в своей суете, услышать тишину, прервать бегущую строку хаотичных мыслей и обратиться к Небу. Мне кажется, если в это время рядом на полу лежит чей-то ребенок и, пускай даже тихо рисует карандашами или складывает конструктор, это неправильно. Я очень уважаю батюшек, которые не взирая на усталость и эмоциональное выгорание, находят в себе силы и организовывают различные мероприятия для маленьких прихожан. Но Литургия – «есть сокровищница, источник истинной чтобы наши дети пронесли это понимание через всю свою жизнь. Но как они к нему придут, если с детства привыкают гулять на детской площадке под храмом, дожидаясь Причастия? Или разукрашивают забавные картинки на коврике, недалеко от алтаря, во время Евхаристического канона? Можно сказать, с молоком матери они усваивают другое, «параллельное» нахождение на службе. Нам только кажется, что они мало что понимают. Какими христианами вырастет это «комфортное» поколение? Не знаю, поэтому не перестаю сомневаться. И все же, есть у меня один пример из жизни, наглядно показывающий – как лучше. Я сподобилась наблюдать за взрослением одного благочестивого многодетного семейства, которое и по сей день, является для меня спасительным «маяком» в бушующем житейском море. Но тут я должна оговориться, глава в этой семье – потомственный священник в шестом поколении. Батюшка с матушкой дождались внуков, и трое из сыновей уже в сане. Что сразу бросается в глаза, так это то, что все дети выросли искренне верующими людьми. Счастливыми, верующими людьми. Росли при храме, едва научились ходить – помогали в алтаре, едва научились говорить – пели и читали на клиросе. Я втайне осуждала их родителей за пресловутую «твердую пищу» в рационе младенцев, но с радостью признаю свое поражение. На мой взгляд, секрет их воспитательного успеха заключается в несколько иных вещах, и он прост – яблоко от яблони недалеко падает. Личный пример папы и мамы, то, как они молились по утрам и вечерам, как постились, как готовились ко Причащению, с каким благоговением ко всему относились, сыграло главную, решающую роль. И глядя на них, я понимаю, что прежде, чем теряться в догадках как научить своего сына или дочь вере, надо по-настоящему воцерковить себя».
Мария Дерменжи – мама 3 детей:
«Когда дети были младенцами, очень не хватало наличия в храме специальной детской комнаты, где можно ребенка переодеть, покормить (особенно если ребенок на ГВ), ведь дорога плюс служба занимают немало времени и эти потребности обязательно возникают. В холодное время года еще встает вопрос верхней одежды, ведь в теплом комбинезоне и шапке ребенку жарко, держать все в руках маме тоже неудобно, а если есть и другие дети. Из прозаических, но от этого не менее важных вопросов, очень актуально наличие в храме или в зоне досягаемости нормального чистого туалета. Ведь дети есть дети, иногда желание посетить это место возникает в самые непредвиденные моменты.
В более старшем возрасте, 4-6 лет, меня очень выручала воскресная школа для самых маленьких, где дети делали разные поделки, получали соответствующую их возрасту информацию о празднике и приходили на службу к Евхаристическому канону. Мне кажется, это гораздо лучше, чем нудиться на службе или проказничать возле храма. И мама может более сосредоточенно какое-то время помолиться, даже при наличии маленького ребенка на руках (как было у меня).. По моему опыту, самое сложное, что приходится испытывать маме с детьми в храме – это недружелюбное отношение со стороны прихожан, которые часто стремятся непосредственно на богослужении рассказать маме как должны ее дети себя вести, во что они должны быть одеты, к какому врачу нужно сходить с ребенком (да, бывало и такое!). Многодетной маме и так нелегко по жизни, она терпит прессинг и повышенное внимание в поликлинике, школе, садике. Но когда и в храме она встречается с подобным, то становится вдвойне неприятно».
Евгения Черноморец – мама 4 детей:
« Когда дети были совсем маленькие, почти всю службу мы были на улице. Заходили только на Причастие. Потом я занимала детей рисованием прямо в храме. Хорошо, когда есть притвор и там с детьми можно пройтись, посмотреть на росписи. На Евхаристическом каноне мы стараемся быть внимательными. Я их учила молиться «на пальчиках»: вспоминать маму, папу, родных и за каждого зажимать пальчики. Это их занимало и они спокойно стояли весь Канон. Сейчас трое старших поют на клиросе в храме при Онкоцентре и вопрос о занятости на службе снят. С младшим мы любим смотреть детские книжки, что на стеллажах в храме. У нас там несколько многодетных семей. После службы дежурные родители готовят детям полноценный обед, затем занятия в воскресной школе. Там дети беседуют с батюшкой – о. Евгением Мелешко, а потом выбирают занятия по душе: кто поёт, кто поделки мастерит, кто занимается скаутингом. Дети после храма не хотят расставаться. Батюшка шутит, что скоро придётся для наших детей там общежитие строить».
Екатерина Морозова – мама 3 детей:
«Когда дочь была маленькая, я объясняла мальчикам, что мы не можем пока зайти в храм. Тогда стояли на улице, воспринимали службу через динамики. Сейчас дети подросли. Мы находимся в храме всю службу. Старший следит за подсвечником, младшие или рядом со мной, или рассматривают книжечки, которые у нас специально для деток на книжной полке стоят. Главное, чтобы детям нравилось в храме».
В последнее время многие настоятели храмов стали задумываться о том, как помочь тем, кто «спасается чадородием» и в то же время не нарушить благоговение богослужения. Лично у меня, матери троих сыновей, есть разный опыт. Сегодня в городских храмах я перестала чувствовать себя с детьми, как прокажённый, который вынужден избегать человеческого общества и скитаться по окраинам. Есть выбор. Стараемся не привносить многодетную суету на приходы, где это не привычно. А летом, живя в загородном доме, часто приходится лишать всю семью службы в воскресный день, т.к. слишком много возникает препятствий, надолго выбивающих всех нас из внутреннего равновесия.
В Киеве мы живём рядом со Свято-Троицким Ионинским монастырём. Заботятся там не только о благоукрашении храма, но и о том, чтоб семьям с детьми было комфортно. В соборе есть придел за стеклянной перегородкой, откуда почти не слышны голоса детей, но там, благодаря динамикам, слышно службу. Там родители могут раздеть детей, повесить одежду на крючки под окнами, походить с ними, посадить и даже порисовать. Также во время службы в отдельном помещении педагоги проводят занятия воскресной школы, детей организованно приводят только для Причастия. В храме есть послушники, которые могут подсказать растерянной маме, куда ей лучше пройти, чтобы всем было хорошо. Также есть динамики на улицу. Мама может находиться с детьми на улице возле храма, молитвенно участвует в службе, а дети занимаются тем, что им свойственно. Настоятель монастыря – владыка Иона – часто просит родителей не оставлять детей без присмотра, т.к. они мешают прихожанам молиться. И это справедливо. Созданы все условия, чтобы друг другу не мешать. Просто нужно быть ответственным и проявлять чуткость к окружающим.
Не только в Ионинском монатсыре, но и во многих других храмах есть отдельное помещение, где с детьми во время Литургии занимаются педагоги, а родители спокойно молятся в храме. Детей организованно приводят только на Причастие. Многим это подходит. Опираясь на личный опыт, скажу, что нам это не подходит. Мои мальчики не желают оставаться без мамы. Ни один мой ребёнок никогда не соглашался даже просто поиграть в соседней комнате. Им тревожно без мамы. А мне тревожно, что они не слышат службу. Моё личное мнение – очень важно, чтобы ребенок видел и понимал, что Литургия и Причастие – это сама жизнь, которой живут родители, и ребёнку позволено проживать эти моменты вместе с родителями.
Идеально подходящий для семей с малышами-дошкольниками приход в Детской академии развития, или попросту – в православном садике. Там есть отдельное помещение, где детей можно раздеть, также там есть туалет и рукомойник. Отдельное помещение с игрушками и книгами. В самом храме есть детские стульчики, низкие подсвечники, низкий аналой. Дети сами могут приложиться к иконе на аналое, поставить свечку. Когда мы бываем на этом приходе, стараемся чутко наблюдать за ребёнком и во время решить, когда можно побыть в храме, а когда стоит пройти в игровую комнату. Стараемся сэкономить детские силы для Евхаристического канона. В отдельной комнате после службы детей и родителей ждёт общая трапеза и общение. На улице есть детская площадка, где дети после службы могут «выпустить пар».
Есть приходы, где прямо в храме есть детский уголок с книжками, столиками для рисования, игрушками. Мешает ли это прихожанам и священнику, спросила у о. Олега Мельничука, который ввёл такую практику на своём приходе.
Протоиерей Олег Мельничук – настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы, известного ещё как «Купол», а также папа 3 детей.
«Самая большая проблема Церкви – формальность, когда приносят детей только ко Причастию. Заламывая руки и ноги ребенку, – он синеет, – запихивать в рот лжицу с Телом Христовым, и родители идут домой довольные, что всё сделали по православному – это профанация. Нужно, чтобы ребёнок ждал Причастия, а для этого важно, чтобы на службе он чувствовал себя естественно. Игра для ребенка младшего возраста имеет большое развивающее и воспитательное значение. Поэтому мы решили организовать игровой уголок прямо в нашем храме. Это себя оправдало. Сначала у нас были 3 семьи с маленькими детьми, а теперь – 30. Дети – наше будущее. Христос говорил о том, чтобы не запрещали детям приходить к Нему. У нас так заведено, что в богослужении участвует вся семья. Ведь семья – это малая Церковь. Со многими детьми, которые сегодня приходят в наш храм, мы знакомы ещё до их рождения. Ведь раньше я служил в храме при Киевском роддоме № 1, где был настоятелем с 2001года до недавнего времени. Захожанами этого храма были исключительно беременные женщины. Сейчас они – наши прихожане под Куполом. Это органическое продолжение того, что я начал ещё в роддоме. Важно, чтобы дети росли в Церкви, в Боге. А если кому-то дети мешают в храме, пусть ищут свои приходы. Человек в праве выбирать…»
Как бы мы ни старались «оптимизировать» походы на службу с детьми, всё равно нужно понимать, что мама не сможет спокойно молиться. Дети есть дети. У матери особое служение. Священники могут создать условия для того, чтобы была возможность детей занять, а прихожане могут помочь лишь в одном – не нападать, подарить покой этой семье.
У каждой семьи свой опыт в сфере приобщения детей к храму. Не следует копировать какой-то один вариант. Пройдёт время, дети вырастут и состоятся в этой жизни, тогда проявится ошибочность или верность выбранных вариантов. А пока мы только пробуем вводить детей в жизнь храма. Уверена, что любовь к детям – самая верная направляющая при любом выборе.
Екатерина Дятлова